Эрл Мюнц

Изображение отсутствует

Эрл Мюнц, по прозвищу Мэдмен, или Сумашедший (Earl «Madman» Muntz; 1914 или 1915 — 1987) — американский предприниматель и изобретатель, производивший и продававший автомобили и бытовую технику в США с 1930 по 1987 г.г. Он был пионером в рекламной индустрии, создавая экстравагантные рекламные ролики с его чедной персоной «сумасшедшего», которые он сам озвучивал. В них он использовал свое альтер-эго в совокупности с необычными костюмами, трюками, а также возмутительными лозунгами. Мюнц также был изобретателем звуковых кассет Stereo-Pak.

Мюнц ввел практику изобретения, которая называлась термином «мюнцинг». Она предполагала упрощение сложных электронных устройств путем удаления лишних ненужных деталей. Мюнц производил и продавал первые черно-белые ламповые телевизоры менее чем за 100 $ и создал один из первых широкоэкранных телевизионных проекторов. Он нажил состояние, продавая автомобили, телевизоры и автомобильные стереокассеты собственного производства. В одной из статей газеты Лос-Анджелес Таймс 1968 года говорилось, что Мюнц в течении года продал автомобили на 72 млн. $, пять лет спустя продал телевизоры на 55 млн. $. , а в 1967 году продал автомобильные стереокассеты на 30 млн. $.

Мюнц был женат семь раз. Среди его жен были актрисы Джоан Бартон и Патрисия Стивенс. Он дружил с такими знаменитостями, как певец Руди Валли, комик Джерри Колонна, актер Берт Лар, телеведущий Дик Кларк, актер Джин Отри.

Эрл Мюнц был очарован электроникой еще с раннего детства. Он изобрел свое первое радио еще в возрасте 8 лет и сконструировал автомагнитолу для автомобиля своих родителей в 14 лет. Во время Великой депрессии, когда ему было 15 лет, он ушел из школы, чтобы работать в хозяйственном магазине своих родителей в городе Элгин, штат Иллинойс.

В 1934 году Эрл Мюнц купил свою первую подержанную машину в кредит за 500 $ (по нынешним деньгам 8000 $). В то время ему было лишь 20 лет и законы не давали право в таком возрасте оформлять кредит. Поэтому он воспользовался помощью своей матери, на имя которой был взят кредит. Во время летних каникул Мюнц отправился в Калифорнию, где к своему удивлению, обнаружил, что подержанные машины стоили здесь на порядок дороже. В 1940 году, в возрасте 26 лет, он переехал в Калифорнию и основал свою собственную компанию по продажам подержанных авто в городе Глендейл. Он купил 13 праворульных машин, предназначенных для рынка Азии, которые он в итоге распродал в течении двух недель. Так начался его бизнес. Вскоре он уже открыл второе отделение фирмы в Лос-Анджелесе.

Телевизор Muntz-17A3A с 17-дюймовым экраном, 1951 г. (автор Steve McVoy)

Телевизор Muntz-17A3A с 17-дюймовым экраном, 1951 г. (автор Steve McVoy)

В 1948 году проектировщик гоночного автомобиля и основатель компании Kurtis-Kraft Фрэнк Кертис попытался продать вновь созданный спортивный автомобиль Kurtis Kraft Sport. К 1950 году было продано лишь 36 штук авто и он решил продать лицензию на производство авто Мюнцу. В 1951 году Кертис продал лицензию Мюнцу за 200 000 $ (1,7 млн. $ по сегодняшним деньгам), который быстро реконструировал автомобиль и назвал его Muntz Jet. Производство было налажено в Глендейле, где Мюнц расширил транспортное средство на 33 см и поменял двигатель Ford V8 на более мощный Cadillac V8. После производства 28 штук авто в Калифорнии, производство было перемещено на новый завод в городе Эванстоун, штат Иллинойс, где уже была увеличена длина авто на 8 см и был заменен двигатель Cadillac V8 на менее дорогой Lincoln sidevalve V8.

Максимальная скорость Muntz Jet было около 201 км/ч, а разгон от 0 до 80 км/ч составлял около 6 секунд.

Требующиеся рабочая сила и материалы для производства автомобиля привели к увеличению его розничной цены и в 1954 году, после продажи приблизительно 400 авто и потери приблизительно 1000 $ на каждом автомобиле, Мюнц закрыл компанию. Сегодня Muntz Jet чрезвычайно ценнейший автомобиль для коллекционеров. Он признан предшественником таких авто как Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird.

Планы продавать телевизоры у Эрла Мюнца появились еще в 1946 году. И в 1947 году он уже начал их продавать. Мюнц играл сумасшедшего в своих неортодоксальных рекламных роликах, тем самым привлекая огромное внимание к своим товарам, но в то же время он был проницательным бизнесменом и инженером-самоучкой. Методом проб и ошибок он выяснял как уменьшить количество электронных деталей до минимума, что приводмло к удешевлению конечного продукта. Эта практика получила название «мюнцинг».

В 1940 — 1950-х г.г. большинство брендовых телевизионных приемников были довольно сложными устройствами, состоящими из более чем 30 электронных ламп, а также реостатов, трансформаторов и других компонентов. В результате они были очень дорогими. Самый дешевый телевизор, произведенный в США и сделанный перед Второй мировой войной, был оснащен 3-дюймовым (8 см) экраном и стоил 125 $ (около 2000 $ сегодня); самая дешевая модель с 12-дюймовым (30 см) экраном стоила 445 $ (около 7000 $ сегодня). К 1954 году, несмотря на то, что телевидение уже было довольно развито, лишь у 55% американских семей дома был телевизор. А спустя 8 лет уже 90% американских семей могли смотреть телевизор.

Мюнц начал продавать свой собственный телевизор менее чем за 100 $. Была основана компания Muntz TV, Inc. Мюнц также стал первым изготовителем и продавцом телевизоров, который начал измерять размер экрана не по ширине, как это было до него, а по диагонали. Может быть для того, чтобы экран казался большего размера? Он Эрла Мюнца можно было ожидать этого. Нужно отметить, что телевизоры Muntz довольно хорошо ловили телесигнал лишь в пределах города, там где телевышки были на минимальном расстоянии от телевизионных приемников. А выехав за город, подальше от телевышек сигнал пропадал. Все это было результатом удаления, по мнению Мюнца, лишних деталей телевизора, которые как раз отвечали за усиление сигнала в местах слабого приема. Но все это Мюнц знал, и делал это специально, дабы удешевить продукт, ведь его клиентами были в основном городские жители. Ко всему прочему, у большинства городских домовладений были запреты на установку внешних телевизионных антенн, а если это и разрешалось, то стоило это около 150 $, т.е. дороже чем сам телевизор. Но и эту особенность Мюнц предусмотрел и решил проблему, встроив внутреннюю антенну в свой телевизор. В 1952 году Muntz TV Inc. заработала на продаже телевизоров в общей сложности 49,9 млн. $.

С появлением цветного телевидения к середине 1950-х годов рынок черно-белых телевизоров стал быстро сокращаться. Спрос на телевизоры Muntz снижался и кредиторы компании перестали финансировать производство. Мюнц признался, что с апреля по август 1953 года потерял 1 457 000 $ и к 1959 году Muntz TV Inc. обанкротилась. Однако автомобили и другая бытовая техника продавались на довольно хорошем уровне. Мюнц продолжал продавать видеомагнитофоны, автомобили, сотовые телефоны, спутниковые антенны и многое другое. В феврале 1985 года статьи в газетах писали, что Эрл Мюнц стал первым ретейлером, предложившим сотовый телефон Hitachi менее чем за 1000 $, когда, только двумя годами ранее, большинство сотовых телефонов стоило приблизительно 3000 $. В это время он был ведущим продавцом сотовых телефонов в Лос-Анджелесе.

Эрл Мюнц умер 21 июня 1987 года от рака легких.