Интернет-магазин Economicportal.ru

Тема 18. Специальные виды аудита

Специальные виды аудита — это экологический аудит (литература о нем уже появилась в Российской Федерации), операционный аудит (его цель — дать рекомендации по экономичному и эффективному использованию ресурсов, повышению прибыльности и рентабельности деятельности), управленческий аудит, ценовой аудит (проверка обоснованности определения цены на заказ), налоговый аудит, аудит кризисного предприятия, инвестиционный аудит, внутренний аудит, аудит в системе проектного финансирования и др. Рассмотрим некоторые из перечисленных видов.

18.1. Аудит в системе проектного финансирования

С развитием рыночных отношений возникает потребность использовать на практике адекватный инструментарий управления подготовкой, реализацией и эксплуатацией долгосрочных инвестиционных проектов с целью максимизации их коммерческой эффективности. В данной главе анализируется использование аудита в контексте объективных требований кредиторов по обеспечению минимизации рисков на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Проектное финансирование — сущность и содержание. Любая экономическая система предполагает инвестирование средств в реальное производство. Если в условиях централизованного управления экономикой это во многом обеспечивается за счет государственных ресурсов, то переход к рыночному регулированию хозяйства предполагает широкое использование альтернативных источников финансирования капиталовложений. В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом России 31.03.94 г. № 7-12/47), являющихся основным нормативно-методическим документом в данной сфере, перечислены такие альтернативные источники финансирования капиталовложений, как кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), ассигнования из фондов поддержки предпринимательства, иностранные инвестиции и др.

Известны следующие определения проектного финансирования:

Из сказанного следует, что проектное финансирование может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность действий участников проекта, подтверждающих реальность получения запланированных потоков наличности (финансовую эффективность долгосрочного инвестиционного решения), а с другой как система организации участников для достижения этой цели.

В дальнейшем под участниками проектной деятельности будут пониматься прежде всего внешние инвесторы (банки или другие подобные организации) и предприятия-реципиенты, на базе которых осуществляются долгосрочные инвестиционные проекты.

Инвестиционный проект — финансово-аналитический аспект.

Центральным моментом в проектном финансировании является инвестиционный проект — план (прогноз) организации относительно достижения финансовой эффективности (превышения доходов над расходами) во взаимосвязи с деятельностью предприятия — инициатора проекта или объекта инвестирования.

Доказательство финансовой эффективности предполагает необходимость использования инструментария финансового анализа на всех этапах проекта. Подчеркивание связи между проеком и предприятием отражает тот факт, что организационной формой осуществления любого инвестиционного проекта является предприятие. Методологически важно, чтобы к числу факторов коммерческой эффективности относились как сам проект, так и предприятие, либо создающееся в результате реализации проекта (система «проект — предприятие»), либо уже существующее (система «предприятие — проект»).

Следует подчеркнуть особый характер инвестиционного проекта: будучи материализованным, он обладает потенциальной способностью генерировать больше денежных средств, чем в него вложено, однако это возможно только на базе определенной организационной структуры — предприятия.

Это обусловливает двойственный характер финансовой оценки эффективности инвестиций в реальные активы:

С последним обстоятельством связано, в частности, положение, когда долгосрочные инвестиционные кредиты выдаются предприятиям — юридическим лицам, несущим определенную материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим возникает организационно-правовое поле взаимоотношений между участниками любого проекта, что создает возможность установления меры их участия в управлении им (а значит, и осуществлении всех функций управления) на всех его стадиях.

Аналитические функции обусловлены прежде всего необходимостью проведения комплексного финансового анализа.

Таким образом, инвестиционный проект можно рассматривать как особую форму подготовки долгосрочного финансового инвестиционного решения, которое может быть реализовано организацией (юридическим лицом), способной не только взять на себя возникающие в связи с проектом определенные финансовые обязательства, но и (главное) выполнить их.

Аудит и инвестиционный проект. Для целей контроля эффективности проектов аудит трактуют как регулярную и комплексную проверку бухгалтерской отчетности организации, реализующей проект, которая проводится профессиональными бухгалтерами (аудиторами) с целью убедиться в правильной постановке учета, достоверности финансовой отчетности и иных видов отчетов, представляемых руководству, выявления слабых звеньев в СВК и финансовой системе, выработки предложений и рекомендаций по улучшению деятельности.

Все эти определения аудита могут рассматриваться как приемлемые для оценки и контроля эффективности инвестиционных проектов — ведь в каждом из них сконцентрированы усилия и интересы участников, которые хотят иметь достоверную, систематизированную и полную информацию для оперативного анализа текущих результатов и принятия решений с минимизации риска своего дальнейшего участия в данном проекте.

Аудит на предьшвестиционной стадии. На предварительной стадии подготовки стратегического инвестиционного решения целесообразно выявить глубину и комплексность проработки всего круга вопросов по рассматриваемому проекту — как внутреннего, так и внешнего характера. Это позволяет обнаружить «пробелы» в накопленной информации, дополнить ее и тем самым не допустить принятия решения в условиях высокой степени информационной неопределенности.

Опыт работы в данной области накоплен в тех немногих отечественных банках, которые предоставляют долгосрочные кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Аудит в системе «предприятие — проект». На практике приходится сталкиваться с проектами модернизации, расширения предприятий, т.е. проектами, осуществляемыми на базе уже существующих производств. В таких случаях у инвесторов наряду с желанием узнать будущую эффективность проекта возникает естественная потребность убедиться в надежности подобного предприятия. Тогда в дополнение к прогнозным расчетам по проекту необходимо использовать полную финансовую отчетность о результатах деятельности предприятия в прошлом.

Для многих финансовых структур именно эта «историческая справка», содержащаяся в бухгалтерских документах, подтвержденных аудиторами, может служить дополнительным стимулом вложения денег в потенциально эффективный проект, реализуемый на предприятии. В конечном счете эти данные и информация по проекту в совокупности должны вызвать эффект переплетения уже осуществляемой хозяйственной деятельности с новой деятельностью, привносимой на предприятие самим проектом.

Аудит на стадии реализации проекта. Реализация проекта — стадия функционирования реальных экономических субъектов, результаты хозяйствования которых, отражаясь в стандартных формах внешней финансовой бухгалтерской отчетности, должны привлекать пристальное внимание инвесторов — акционеров и кредиторов.

Необходимо контролировать проект на стадии его реализации с целью исключения отклонений по срокам и превышения установленного планом уровня финансовых затрат. Как правило, между заказчиком (инициатором проекта) и исполнителем (организациями, осуществляющими проект) в соответствующих договорах прорабатываются условия возмещения ущерба, возникающего в таких случаях. В контроле за ходом реализации проекта заинтересована организация-исполнитель, несущая материальную ответственность за отклонения от согласованного графика. Это означает, что реальный собственник будущих активов этой стадии не несет бремя основных забот по соблюдению лимита средств и обеспечению, таким образом, запланированного коммерческого эффекта.

Контроль за расходованием средств на стадии осуществления проекта, в том числе отклонениями фактических затрат от запланированных, возможен только на основе аудита — независимой проверки реальных бухгалтерских документов с целью подтверждения их достоверности и соответствия принятым стандартам бухгалтерского учета.

Внимание к этой стадии характерно для ряда международных организаций, финансирующих проекты за счет использования ресурсов мирового рынка капиталов в условиях возрастания требований кредиторов к доказательству эффективности таких проектов. Это означает наличие выработанной за многие годы системы осуществления контроля за использованием предоставленных займов и принятия мер по обеспечению направления потоков этих средств только на предусмотренные проектами цели.

Очевидно, что сама такая оценка возможна только на основе использования систематизированной объективной информации, в том числе бухгалтерской. Кредитор заинтересован в эффективном использовании ресурсов при выполнении проекта, поэтому ему необходимо располагать точными и своевременными данными, источником которых являются правильно организованные финансовое управление и бухгалтерская система.

Вот почему Всемирным банком разработано специальное Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту, в котором рассмотрены основные моменты деятельности, — своеобразный стандарт для лиц, управляющих подготовкой и реализацией проектов.

Разработаны также стандартные процедуры подписания соглашений о финансовых отчетах и аудите проектов и субъектов, выполняющих эти проекты.

Важное значение придается соглашению о бухгалтерских системах, которые будут использоваться при выполнении того или иного проекта (а также о субъектах, ответственных за их разработку и использование). Эти соглашения тщательно обсуждаются в процессе подготовки проекта, при этом в займовом договоре с банком устанавливаются специфические бухгалтерские требования для обеспечения гарантии подотчетности и адекватного финансового руководства проектом.

Такая тщательность проработки необходима для обеспечения гарантии направления ассигнованных средств на цели, предусмотренные финансированием, и уделения должного внимания экономии и эффективности. Это делается не только для сохранения банком доступа к источникам капитала, но и для обеспечения максимально эффективного использования заемщиком средств, предназначенных для разработки, выполнения и эксплуатации проекта. С этой целью с самого начала выполнения проекта необходимо постоянное, адекватное, поддающееся контролю отражение хозяйственных операций в соответствии с действующей бухгалтерской практикой.

Банк требует аудита надежности финансовой информации и других соответствующих данных, а также эффективности бухгалтерской системы и контроля данных, используемых при подготовке этой информации.

В случае проведения аудита финансовой отчетности банк будет интересовать либо типовой аудит финансовой отчетности реализующей проект организации, либо аудит конкретного проекта.

В первом случае задача аудиторской проверки финансовой отчетности организации — предоставление аудитором заключения о том, составлена ли эта отчетность в соответствии с международными стандартами учета и отчетности.

Составной частью аудита финансовой отчетности, как правило, является проверка системы внутреннего учета и отчетности.

При анализе такой системы в первую очередь определяются эффективность ее разработки и возможность с ее помощью предотвратить и выявить ошибки, которые могут существенно повлиять на финансовые результаты.

Если система контроля эффективна, то можно опираться на нее в целях повышения достоверности финансовой информации. При этом сократится объем работы, так как отпадает необходимость сбора информации для проведения проверки достоверности финансовой отчетности.

Основная задача проведения аудиторских проверок финансовой отчетности по проекту — определение, должным ли образом представлена такая информация (особенно это касается отчета об источниках и использовании средств как за соответствующий период, так и нарастающим итогом за весь прошедший период реализации проекта), а также определение правильности расходования средств в соответствии с соглашениями о займах или докладом оценочной миссии.

Проведение аудиторской проверки финансовой отчетности по проекту предусматривает и оценку СВК.

Это важно осуществлять, в частности, в связи с тем, что, как правило, займы предполагают оперативное расходование валютных средств, связанное с импортом товаров и услуг на основе реестра статей и «позитивного списка», утвержденного банком. С другой стороны, банк может составить список тех товаров и услуг, на приобретение которых средства расходоваться не могут («негативный список»). Учет по таким проектам в основном сводится к ведению реестра счетов-фактур и соответствующих таможенных сертификатов, подтверждающих расходование средств займа. Такой реестр должен покрывать сумму израсходованных средств займа.

Аудит на стадии эксплуатации проекта. Постаудит проекта.

Как показывает отечественная практика, уже сегодня многие финансовые структуры, прежде всего банки, вложившие деньги в реальные активы посредством приобретения акций промышленных предприятий (а это одна из форм инвестиционных проектов), ощущают необходимость управления ими, поэтому возникает потребность использовать известные принципы контроля и оценки эффективности, в том числе аудит результатов проектной деятельности.

Главная задача — обеспечить правильную оценку проекта на стадии начала его реализации. Такие исследования называют постаудитом. Постаудит позволяет постоянно следить за эффективностью, используя данные бухгалтерского учета и контроля фирмы с целью поддержания инвестиционного процесса.

Последующая оценка (или оценка после завершения проекта) — органическая часть всей работы над проектом; международные организации выделяют эту стадию как самостоятельную, которая проводится по окончании проекта. Цель такой стадии — на основе анализа успехов и недостатков уже осуществленного проекта с учетом опыта его реализации и эксплуатации провести критический разбор ошибок, выявить недостатки, выяснить степень достижения целей проекта. Полученные данные используются для более тщательной подготовки проектов, только начинающих свой жизненный цикл, что может помочь принятию решений на ранней стадии.

Во Всемирном банке анализируется, как правило, эффективность всех проектов — проведение оценки входит в функции Отдела по оценке деятельности — самостоятельного подразделения под руководством генерального директора, отчитывающегося перед Советом исполнительных директоров Банка.

Ежегодно публикуются отчеты о результатах проверки осуществления проектов. В начале 90-х гг. Всемирный банк опубликовал фундаментальный общий обзор, в котором были рассмотрены все проекты (около 2000), по которым когда-либо проводилась оценка. Данные проекты были одобрены в период с 1958 по 1984 г., а их оценка проводилась с 1974 по 1988 г. В обзоре рассмотрено 1983 проекта с общей суммой инвестиционных затрат 178 млрд долл. Это главным образом проекты развития, а также ограниченное число займов по отдельным программам и реформам экономической политики. Согласно основным выводам обзора 81% рассмотренных проектов успешно функционировали на момент завершения финансирования. Самые высокие показатели были отмечены в Азии (89%), Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке (84%), Латинской Америке (81%), самые низкие — в Центральной Африке (70%). Отраслевое распределение показывает, что наиболее эффективные проекты имели место в области энергетики, промышленности и связи (88%), на транспорте, в городском развитии и водоснабжении (85%), образовании, социальной сфере, здравоохранении, продовольственных программах и оказании технической помощи (80%), а наименьший успех — в области сельского хозяйства.

Как показали исследования, в подавляющем большинстве случаев небольшая эффективность проектов объясняется сложностью проведения структурно-организационных изменений и реформ, т.е. факторами институционального характера; в ряде случаев ее причинами были неблагоприятные условия макроэкономической среды, а также проблемы финансового характера. Важнейшими факторами являются также правильный выбор технологии, масштабов и времени осуществления проектов.

В России эффективность проектов обусловлена использованием аудиторскими фирмами опыта зарубежных компаний.

18.2. Финансовый анализ в аудите

Место и роль финансового анализа в аудите. В развитии практики аудита большое значение сыграло разделение интересов различных партнерских групп предприятия (коммерческой организации): интересы администрации предприятия и интересы собственников, акционеров, инвесторов.

Значимость аудиторской проверки, с точки зрения собственника (инвестора), заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству, но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями:

Исполнительной администрации в результате проведения аудита важно определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли, сокращения потерь.

Финансовый анализ как составная часть аудита дает ответы на эти и другие вопросы. Можно смело утверждать, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования.

Аналитические процедуры при проведении аудиторской проверки в международных аудиторских стандартах используются для анализа показателей с целью получения аудиторских доказательств. Анализ отчетности рассматривается также в международных стандартах и как сопутствующая работа при проведении аудиторской проверки. Таким образом, усиление аналитической направленности аудита проявляется не только в увеличении числа предоставляемых клиентам услуг по проведению финансового анализа, но и в возрастании роли аналитических процедур при оказании других аудиторских услуг, в первую очередь при проведении аудита завершенной финансовой отчетности.

Эволюция развития аудита проявляется в устойчивой тенденции возрастания удельного веса аналитических услуг в деятельности аудиторских фирм, что повышает качество аудита в целом. Важная задача аудита в настоящее время — оказание помощи специалистам предприятия в улучшении постановки учета и отчетности, повышении экономической обоснованности при принятии управленческих решений. Аудитор должен стремиться не столько к выявлению отдельных ошибок и умышленного искажения в учете (эта функция по-прежнему является одной из основных), сколько к нахождению систематических неправильностей в учете, с точки зрения аналитика.

Финансовый анализ в аудите в зависимости от поставленной задачи является инструментом получения аудиторских доказательств и сопутствующим аудиту видом услуги.

Финансовый анализ как метод аудиторского доказательства. Аналитические процедуры в большей или меньшей степени использует каждый аудитор. Сбор свидетельств осуществляется посредством аналитических процедур. В меру своей квалификации аудитор использует аналитические приемы для принятия решения о достоверности значения показателя, отраженного в финансовой отчетности, посредством наблюдения, сравнения, подтверждения, опроса, контроля и других необходимых в каждом конкретном случае процедур. В результате анализа формируется оценка достоверности проверяемого объекта учета. Данная оценка является косвенным свидетельством, на основе которого аудитор принимает решение о необходимости применения других аудиторских процедур, в большей степени ориентированных на получение прямых свидетельств, если эта необходимость обусловлена предварительным анализом объекта учета.

За рубежом обязательность аналитических процедур предусмотрена стандартами аудита. Например, согласно определению Положения о стандартах аудита (SAS 56) аналитические процедуры представляют собой оценку финансовой информации на основе изучения вероятных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения записанных сумм с ожидаемыми суммами, которые определил аудитор.

Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в России, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.96 г., в качестве источников аудиторских доказательств предусмотрены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Убедительность аналитических выводов зависит от качества проведенного анализа и при необходимости подтверждается другими аудиторскими процедурами — пересчетом, подтверждением, документированием и пр.

Цели и методы финансового анализа. Анализ как категория, характеризующая метод исследования какого-либо явления, широко используется как в науке, так и в практической деятельности. Финансовый анализ есть метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности.

Основная цель финансового анализа — выявление существенных связей и характеристик финансового состояния предприятия для выработки оптимального управленческого решения. Эта цель достигается посредством получения небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в составе активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую перспективу или более отдаленный период.

Цель анализа принимает вид конкретной управленческой задачи, поставленной перед аудитором. Аналитическая задача конкретизирует цель анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей его проведения. Примером аналитических задач могут быть:

При проведении финансового анализа используются следующие основные методы исследования финансовых отчетов:

Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.

Поделиться