Интернет-магазин Economicportal.ru

Тема 8. Ошибки, связанные с описанием производства

Иногда кажется, что описать производство (предприятие) проще всего. При этом составители бизнес-плана забывают, что каждое утверждение должно быть доказано. Вот некоторые советы, которые могут помочь избежать ошибок.

  1. Поскольку текст будут оценивать не производственники, а финансисты, позаботьтесь о том, чтобы он был понятен и доказателен для непрофессионалов.
  2. Объем описания предприятия не должен превышать 10-15% общего объема бизнес-плана. Если что-то вам кажется очень интересным, лучше сделайте специальное приложение любого объема.
  3. В некоторых случаях очень важным является выбор места для предприятия. Обоснуйте его, если это необходимо. Рассмотрите возможности подъезда, легкость парковки, организацию встречных транспортных потоков, наличие площадок для погрузки-выгрузки, удаленность от железнодорожных путей и др.
  4. Всегда нужно учитывать конкуренцию между арендой помещения и его покупкой. Здесь нельзя давать никаких рекомендаций. Но более привлекательный для инвесторов вариант — выкуп или аренда с правом выкупа.
  5. Новое строительство должно быть обосновано самым тщательным образом. Деньги на стройку дают очень неохотно и только в том случае, если затем возникает право собственности на возведенный объект. Необходимо запланировать достаточную сумму денег на проведение оценки, регистрацию и др., а также время трех месяцев до полугода), чтобы зарегистрировать новую недвижимость в рамках работы над проектом.
  6. Очень сложно убедить инвесторов в необходимости финансирования ремонта. Если ремонт необходим, обязательно нужно запастись реальной сметой (она может быть достаточно укрупненной; например, средняя стоимость евроремонта в офисном помещении оценивается в   долл. за 1 кв. м). Если для проведения каких-либо работ предполагается приглашение сторонних организаций (строительных, монтажных, проектных и др.), то лучше дать критерии их отбора в рамках тендера, чем заранее объявлять о том, что подрядчик имеется.
  7. Описывать нужно только или уже установленное оборудование, или то, под которое есть реальная оферта о поставке (имеется в виду письменное предложение фирмы-поставщика с указанием стоимости всего комплекса услуг: поставки, пуско-наладки, гарантийного и послегарантийного обслуживания, обучения персонала и др.).
    Нужно суметь доказать, что именно данное оборудование будет оптимальным для планируемого производства с точки зрения его производительности, качества, обеспечения экологической безопасности и т.д.
  8. Укажите, где и как будет размещаться оборудование. Приложите план помещений. Если оборудование планируется разместить на втором третьем нужно обязательно указать, что перекрытия выдержат необходимую нагрузку или что их нужно усилить.
  9. Нарисуйте схему производственных потоков на предприятии.
  10. Тщательно проанализируйте возможности снабжения теплом, электричеством, сжатым воздухом, а также наличие и надежность имеющихся коммуникаций.

Нужно ли разрешение от экологических и санитарно-эпидемиологических служб? Учтены ли все их запросы при проектировании? Эти проблемы слишком часто отодвигают пуск уже готового производства на неопределенный срок.

Очень важный момент — подбор персонала. Необходимо указать хотя бы минимум: набор квалификационных требований и соответствующую заработную плату. Представленный набор специалистов должен быть необходимым и достаточным. Высокие зарплаты до того, как получены результаты, — лишний повод для инвестора усомниться в проекте. Очень убедительно выглядит организационная схема предприятия с четким распределением основных функций. Если проект внедряется на действующем предприятии, то нужно обязательно дать основные характеристики специалистов. Это очень интересует инвесторов — проекты всегда даются «под людей», под команду.

Приведите график осуществления основных работ с указанием требуемых ресурсов, ответственных лиц, сроков выполнения и т.д. Любой инвестор обязательно привлечет эксперта, который будет в состоянии практически оценить приемлемость сроков и цен, указанных в вашем плане. Поэтому еще и еще раз проверьте указанные в нем цифры.

В разделе «Снабжение и сбыт» очень важно указать на альтернативные источники — это повышает и ваш имидж в глазах потенциальных инвесторов, и их веру в устойчивость вашего проекта.

Выбор юридических рамок проекта, как определяется  структурами и пожеланиями инвестора о доле контроля. Следует учесть, что фирма, в которой два собственника имеют примерно одинаковые пакеты более определенного количества акций, фактически плохо управляема.

В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин, Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. — М.: КноРус, 2003.

Поделиться