Тема 3. Характеристика бюджетов различных уровней

3.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджетное послание Президента Российской Федерации

В условиях федеративного государства отсутствует единый, утверждаемый нормативным актом, бюджет государства. В России, как уже отмечалось, бюджетная система представлена федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

Вместе с тем, статьей 182 Бюджетного кодекса РФ определено, что одновременно с проектом бюджета на очередной год составляется прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Для федерального уровня — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, для регионального уровня свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты законодательными органами не утверждаются и по сути являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.

Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании, прежде всего при рассмотрении вопросов регулирования межбюджетных отношений в плане выравнивания бюджетной обеспеченности.

Кроме того, показатели консолидированного бюджета используются при составлении сводного финансового баланса, прогноза социально-экономического развития федерации или региона, а также при расчетах показателей бюджетной обеспеченности населения, территории или государства в целом. Динамика показателей бюджетной обеспеченности является одним из индикаторов развития федерации или отдельных регионов.

Важным документом в бюджетном процессе является Бюджетное послание Президента РФ. Послание предусмотрено ст.179 Бюджетного кодекса, оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующему очередному финансовому году. Иными словами послание на 2004 год должно быть направлено в марте 2003 года. Данный срок обусловлен тем, что работа над составлением проекта федерального бюджета в соответствии с бюджетным кодексом начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Основное предназначение послания — определение бюджетной политики на очередной финансовый год.

Бюджетное послание содержит итоги предшествующего финансового года, задачи бюджетной политики в области доходов и расходов, межбюджетных отношений, управлении государственным долгом и в области совершенствования управления финансами.

3.2. Общая характеристика федерального бюджета

Основные функции управления государством возложены на федеральный бюджет. Для выполнения данных функций, для обеспечения проведения государственной политики формируется федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта меду отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества.

На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с федеральными бюджетными средствами.

Доходы федерального бюджета на 2003 год определены в сумме 2417,8 млрд. рублей и складываются из налоговых доходов в сумме 1892 млрд. рублей, неналоговых доходов в сумме 145,7 млрд. рублей, доходы целевых бюджетных фондов в сумме 14,1 млрд. рублей и доходов в виде единого социального налога (ЕСН) – 365,6 млрд. руб. ЕСН выделен в самостоятельный подраздел в приложении 3 к федеральному бюджету, поскольку данный налог имеет целевой характер.

Налоговые доходы образованы по основным источникам в следующих соотношениях: налог на прибыль – 9,5%, налог на добавленную стоимость – 50%, акцизы – 12%, таможенные пошлины – 10%, платежи за природные ресурсы – 10%.

Расходы федерального бюджета складываются из расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета и расходов, финансируемых совместно с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
  • государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственную поддержку атомной энергетики;
  • ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • федеральную инвестиционную программу;
  • проведение федеральных выборов и федеральных референдумов;
  • финансовую поддержку субъектов РФ и финансирование передаваемых государственных полномочий;
  • официальный статистический учет.

В соответствии с Конституцией РФ значительная часть государственных функций находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Данное положение порождает и совместные финансовые обязательства. Бюджетный кодекс определил, что совместно за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:

  • государственная поддержка отраслей промышленности;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетом.

3.3. Краткая характеристика бюджетов субъектов Российской федерации и бюджетов местного самоуправления

Бюджеты субъектов Российской Федерации являются самостоятельными финансовыми институтами в республиках, краях и областях. Органы государственной власти субъектов самостоятельно, в соответствии с законодательством определяют бюджетную политику, составляют, утверждают и исполняют региональные бюджеты.

Показатели бюджета субъекта РФ рассмотрим на примере условного субъекта РФ с численностью населения 800 тысяч жителей. За основу этой модели приняты показатели ряда субъектов, поэтому они являются достаточным отражением бюджетов на уровне субъектов РФ. Этой моделью мы будем пользоваться и в последующих главах, когда будем рассматривать показатели бюджетов субъектов РФ.

Доходы субъекта на 2003 год определены в сумме 4418 млн. рублей, в том числе, налоговые доходы - 958 млн. рублей, неналоговые доходы – 56 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 2920 млн. рублей, доходы целевых бюджетных фондов – 477 млн. рублей, доходы от предпринимательской и иной деятельности – 7 млн. рублей.

Налоговые доходы складываются из налога на прибыль – 10,3%, налога на доходы физических лиц – 25,9%, налоги на товары и услуги – 43,4%, налоги на совокупный доход – 3,5%, налоги на имущество – 11,1 %, налоги за пользование природными услугами – 5,5%.

Расходы совместно с Российской Федерацией описаны выше, а расходы, которые финансируются исключительно из бюджетов субъектов РФ следующие:

  • обеспечение функционирования органов государственной власти субъекта;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъекта;
  • проведение выборов и референдумов субъекта РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъекта;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся м собственности субъекта;
  • оказание помощи муниципальным бюджетам;
  • компенсация расходов, возникших в результате принятых субъектом решений, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов муниципальных образований.

Деятельность и функции органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в 1995 году. В 2003 году должна быть принята его новая редакция.

Местные бюджеты являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.

Структуру доходов местного бюджета рассмотрим, как и в случае с бюджета субъекта на примере условного муниципального образования с численностью населения около 100 тысяч жителей.

Общий объем доходов на 2003 год определен в сумме 458,0 млн. рублей. Налоговые   доходы   составляют  306   млн.   рублей,   неналоговые  – 22 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 130 млн. рублей.

Налоговые доходы запланированы в следующих соотношениях: налог на прибыль – 19,1%, налог на доходы физических лиц – 52,0%, налоги на товары и услуги – 6,5%, налоги на совокупный доход – 8,1%, налоги на имущество – 7,1%, платежи за пользование природными ресурсами 4,5%.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности;
  • содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищного хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • организация утилизации бытовых отходов;
  • содержание мест захоронений;
  • охрана окружающей природной среды на территории муниципального образования;
  • реализация целевых муниципальных программ;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • проведение муниципальных выборов и референдумов.

В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.