Интернет-магазин Economicportal.ru

Тема 8. Расходы бюджета на государственное управление и местное самоуправление, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

8.1. Расходы на государственное управление и местное самоуправление

Расходы по данному разделу связаны с финансированием федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Органы государственно власти на федеральном уровне включают законодательный орган — Федеральное Собранием РФ, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, главу государства — Президента Российской Федерации и исполнительный орган — Правительства Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации государственная власть представлена законодательными органами и исполнительными органами — администрациями или правительствами.

На муниципальном уровне местное самоуправление включает выборный представительный орган (собрания, думы) и исполнительный орган — администрацию. Также на местном уровне может быть предусмотрена должность главы местного самоуправления — выборного должностного лица.

Расходы на содержание государственной власти планируются исходя из выполняемых функций и существующей структуры органов.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2003 год по данному разделу (код 0100) составляет 66,5 млрд. рублей или 3,1% от всех расходов федерального бюджета. Распределение по подразделам осуществляется в следующих соотношениях (млрд. руб.):

На примере финансовых и налоговых органов рассмотрим распределение средств по целевым статьям и видам расходов:

Приведенные данные показывают что большую часть в расходах на государственное управление составляет денежное содержание или оплата труда.

Оплата труда государственных служащих планируется на основании штатной численности и денежного содержания. Размер денежного содержания по отдельным должностям устанавливается Указом Президента Российской Федерации на основании Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ». Денежное содержание конкретного государственного служащего зависит от занимаемой должности, наличия классного чина, стажа работа и специфики выполняемой работы. При планировании расходов учитывается выплаты единого социального налога.

Планирование других расходов на содержание органов государственной власти осуществляется по разделам экономической классификации расходов по текущим и капитальным расходам, аналогично расходам учреждений.

Расходы на последующий финансовый год планируются с учетом затрат предыдущего периода и изменений в ценообразовании на товары и услуги и с учетом проводимых сокращений расходов в рамках программы экономии средств федерального бюджета.

Расходы на содержание государственного управления на примере субъекта РФ с численность населения около 800 тыс. человек составляют порядка 173 млн. руб., что составляет 3,7 процента от общих расходов.

8.2. Расходы на национальную оборону

Общую основу планирования расходов на национальную оборону составляет военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации.

Военная доктрина определяет основные параметры структуры и численности Вооруженных Сил, оснащение их военной техникой, направления разработки новых видов вооружений, особенности комплектования армии. Расходы на оборону предусмотрены только в федеральном бюджете.

При формировании расходов на оборону имеется ряд особенностей бюджетного процесса, связанных с определенной закрытостью сведений (целый ряд приложений в федеральном бюджете обозначены грифом «секретно»), очень широкой номенклатурой используемых ресурсов и материалов, а также особенностями нормативов расходов средств.

Общий объем расходов по разделу 0400 «Национальная оборона» составляет по бюджету 2003 г. 344,5 млрд. рублей. По основным подразделам расходы распределены следующим образом (млрд. руб.):

0401 Строительство и содержание Вооруженных сил Российской
Федерации
325,6
0402 Военная программа Министерства РФ по атомной энергии 13,0
0403 Обеспечение мобилизационной подготовки и вневойсковой
подготовки
4,2
0404 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности 1,4
0407 Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны 0,35

Кроме того, на проведение военной реформа в бюджете предусмотрен специальный раздел 2500 «Военная реформа», расходы по которому определены в сумме 15,8 млрд.руб. Из этой суммы основная часть — 11,0 млрд. рублей планируется направить для строительства жилья, 720,8 млн. рублей — на денежное довольствие военнослужащих в рамках перехода на контрактные условия прохождения службы, 376 млн. рублей — на предоставление льгот, расходы по создание системы комплектования войск военнослужащими, проходящими службу по контракту — 1,2 млн. рублей. Остальные расходы планируются на содержание и приобретение техники, содержание жилого фонда и др.

8.3. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

Обеспечение безопасности государства – это система мер по обеспечении защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации, который возглавляет Президент Российской Федерации.

Система органов по обеспечению правоохранительной деятельности и безопасности государства включает органы внутренних дел, внутренние войска, органы безопасности, пограничную службу, таможенный комитет, органы юстиции, органы прокуратуры.

В федеральном бюджете на 2003 год по разделу 0500 «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» предусмотрено 244,8 млрд. рублей. По подразделам средства распределены в следующих соотношениях:

0501 Органы внутренних дел 69,3
0502 Внутренние войска 18,5
0503 Уголовно-исполнительная система 45,7
0504 Органы налоговой полиции 7,1
0505 Органы государственной безопасности 48,0
0506 Органы пограничной службы 20,9
0507 Таможенные органы 12,4
0508 Органы прокуратуры 11,8
05010 Органы юстиции 7,0
05011 Государственная фельдъегерская служба 0,6

Следует отметить, что согласно указам Президента РФ в 2003 г. органы налоговой полиции упразднены, их функции переданы другим «силовым» структурам, органы пограничной службы переданы в ведение ФСБ. По завершению реорганизации федеральных органов исполнительной власти будут внесены и соответствующие поправки в закон «Федеральном бюджете на 2003 г».

Планирование расходов «силовых» ведомств включает планирование денежного содержания, вещевого довольствия, расходов по содержанию учреждений, зданий и сооружений, обеспечения вооружением и специальной техникой, транспортом и связью.

Денежное довольствие планируется в соответствии со штатной численностью и денежного содержания по должности, званию и соответствующих доплат. Размеры денежного довольствия военнослужащих, работников правоохранительных органов определены указами Президента РФ. В связи с принятием новой редакции федерального закона о государственной службе военнослужащие и работники правоохранительных органов по этому закону также относятся к государственным служащим, с соответствующей унификацией денежного содержания.

Планирование расходов по другим статьям осуществляется на основании специальных нормативов, установленных в ведомствах и тех цен и тарифов, которые действуют на соответствующих территориях на продукцию, товары и услуги.

8.4. Расходы на судебную систему

Органы государственной власти в соответствии с Конституцией РФ являются самостоятельной частью государственной власти. Система судебной власти в России представлена Конституционным Судом, Верховным судом и судами общей юрисдикции, Высшим Арбитражным Суда и арбитражными судами субъектов РФ.

Общий объем расходов на судебную власть в федеральном бюджете на 2003 год определен в сумме 25,5 млрд. рублей.

Распределение средств на содержание Конституционного Суда и Верховного Суда на 2003 год по основным подразделам запланировано в следующих размерах (млрд. руб.):

Финансирование Верховного Суда осуществляется непосредственно на центральный аппарат суда и через судебный департамент. Судебный департамент был специально создан для финансирования судов общей юрисдикции в целях обеспечения независимости судов.
На финансирование центрального аппарата запланированы следующие средства (млн. руб.):

Расходы на содержание судов общей юрисдикции других уровней, осуществляемые через судебный департамент на 2003 год по подразделам предусмотрены в следующих размерах ( млрд. руб.):

Содержание Высшего Арбитражного суда и арбитражных судов субъектов РФ по основным подразделам предусмотрено в следующих размерах (млрд. руб.):

Расходы на содержание судов включают денежное содержание судей и аппарата, содержание зданий, расходы на приобретение предметов снабжения, расходных материалов, коммунальные, транспортные и другие услуги в соответствии с бюджетной росписью по нормативам, тарифам и лимитам.

В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.

Поделиться