Тема 10. Рыночное предложение в условиях несовершенной конкуренции

При анализе таких рыночных структур, как совершенная конкуренция и абсолютная монополия, в качестве фактора, определяющего выбор потребителя, рассматривается цена. На практике связанные с приобретением благ издержки являются не единственным фактором, принимаемым во внимание потребителями. Часто качество блага, его внешний вид, престижность могут оказывать более существенное влияние на потребительский выбор, что обусловливает дифференциацию рыночного спроса. Вместе с тем одни отрасли представлены множеством небольших фирм, другие - несколькими крупными фирмами. Это приводит к тому, что фактором, определяющим содержание конкуренции, становится не цена, а объём продаж.

Конкуренция между фирмами за объём продаж называется несовершенной конкуренцией.

10.1. Рынок монополистической конкуренции

Основные черты рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, в которой много продавцов, ведущих конкурентную борьбу за объем продаж дифференцированных товаров.

Его отличительные особенности:

  • много продавцов и покупателей;
  • дифференцированный товар;
  • низкие барьеры для входа в отрасль;
  • нет стратегического поведения фирм.

Монополистической конкуренции присущи черты монополии и совершенной конкуренции, поэтому фирмы конкурируют за объём продаж не только по ценовым параметрам, но и неценовыми методами (бренды, торговые марки, бесплатная упаковка и доставка и т.д.)

На рынке монополистической конкуренции производящие дифференцированный продукт фирмы обладают ограниченной рыночной властью и конкурируют за объем продаж.

Равновесие при монополистической конкуренции

При монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при M{R_f} = MC и цене P_f^*, что обеспечит ей максимальную прибыль, размер которой отражен заштрихованным прямоугольником (рис. 10.1). Фирма оптимизирует выпуск при объёме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издержками.

Рис. 10.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде при монополистической конкуренции

Рис. 10.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде при монополистической конкуренции

Прибыль при монополистической конкуренции зависит от уровня спроса на её продукт и уровня ее затрат.

При условии низкого спроса при монополистической конкуренции фирма будет минимизировать издержки, пока P>AVC.

При уменьшении спроса, когда P = AVC, фирма может остановить производство.

В случае с монополистической конкуренцией нельзя рассматривать кривую её предельных издержек в качестве кривой предложения фирмы, потому что при убывающей линии спроса нет зависимости между ценой и объёмом продукции, так как влияют не только предельные издержки, но и эластичность спроса.

Сходство с монополией состоит в том, что при монополистической конкуренции тоже возможна ценовая дискриминация. Поэтому нельзя построить графики спроса и предложения для отрасли.

При условии получения прибыли в краткосрочном периоде, предложение в долгосрочном периоде увеличится за счёт действия масштаба производства. В условиях низких отраслевых барьеров новые фирмы будут входит в отрасль для получения прибыли. Это может уменьшить рыночные доли фирм.

Рис. 10.2. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли при монополистической конкуренции

Рис. 10.2. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли при монополистической конкуренции

Линии спроса в долгосрочном периоде смещаются влево до тех пор, пока в отрасли не наступит долгосрочное равновесие (не будет экономической прибыли). При этом в долгосрочном периоде линия спроса является касательной к линии долгосрочных средних издержек и цена {P_f} = LRAC (рис. 10.2).

При монополистической конкуренции в долгосрочном периоде нет равновесия при условии, что фирмы обладают рыночной властью и некоторые из них, предлагая уникальную продукцию, например, за счёт введения новой технологии, будут получать прибыль.

Дифференциация продукции тоже является фактором, препятствующим установлению равновесия в долгосрочном периоде, так как различны инвестиции для производства такой продукции, методы неценовой конкуренции, требующие различных затрат.

Фирмы на рынке монополистической конкуренции устанавливают цены с целью удержаться на рынке и избежать входа на рынок новых фирм.

Неэффективность при монополистической конкуренции

Рис. 10.3. Неэффективность при монополистической конкуренции

Рис. 10.3. Неэффективность при монополистической конкуренции

Причины неэффективности при монополистической конкуренции:

  1. объёму выпуска при установлении долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции соответствуют не минимальные издержки. Это говорит о том, что в отрасли больше фирм, чем необходимо (излишек производственных мощностей ({Q_c} - {Q_{mc}}) на рис. 10.3);
  2. цены на продукцию при монополистической конкуренции не равны предельным издержкам (рис. 10.3), следовательно, теряется часть потребительского излишка.

Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности из-за недоиспользования производственных мощностей и реализации фирмами рыночной власти.

Неэффективность при монополистической конкуренции компенсируется ростом благосостояния потребителей, вызванным расширением продуктового ассортимента. Кроме того, более полно удовлетворяются потребности покупателей по сравнению с совершенной конкуренцией.

10.2. Олигополистический рынок и его модели

Характеристика олигополистического рынка

Олигополия - это рыночная структура, в которой несколько фирм конкурируют за объём продаж, и существует стратегическое взаимодействие фирм.

Существуют два вида олигополий:

  1. чистая олигополия, где выпускается стандартизированная продукция;
  2. дифференцированная олигополия, где выпускается дифференцированная продукция.

Основные признаки:

  • несколько фирм;
  • большая концентрация рынка;
  • высокие отраслевые барьеры;
  • стратегическое взаимодействие фирм.

На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют одна с другой и принимают производственные решения с учетом реакции других фирм на рынке.

Когда фирмы отрасли координируют свои действия имитацией ценообразования и поведения (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным. Крайняя форма такого поведения - картель.

При условии независимого поведения на рынке олигополии цены на продукцию будут приближены к ценам на рынке совершенной конкуренции. Снижение цен на рынке олигополии, несмотря на реакцию конкурентов, - стратегия «ценовой войны».

Механизм действия картеля

Образование картелей характерно для рынка олигополий.

Картель представляет собой соглашение нескольких фирм о ценах и объёмах продукции с целью получения монопольно высокой прибыли.

Для примера возьмём дуополию (две фирмы на рынке олигополии) с равными издержками в краткосрочном и долгосрочном периодах с постоянной отдачей от масштаба.

Рис. 10.4. Механизм действия картеля: а - отрасль; б - фирма

Рис. 10.4. Механизм действия картеля: а - отрасль; б - фирма

При условии картельного соглашения фирмы могут ограничить объём выпуска до {Q_{cr}} при цене {P_{cr}}, в результате чего фирмы будут получать прибыль (заштрихованный прямоугольник на рис. 10.4).

Для сравнения, при совершенной конкуренции объём выпуска {Q_c} и цена {P_c} фирмы не получили бы экономической прибыли.

Различия в уровне издержек производства фирм - участниц картеля, разнообразии их продукции, неустойчивом отраслевом спросе создают сложности в образовании картелей и их деятельности.

Кроме этого, существуют квоты выпуска для каждой фирмы, входящей в картель.

Если это условие не будет выполняться, картель разрушится:

Каждая фирма в картеле максимизирует свою прибыль при условии {P_{cr}} = M{C_f}, и она будет увеличивать объём выпуска до {q_1}. Но если все фирмы, входящие в картель сделают то же, то рыночный объем предложения вырастет до {Q_1}. В результате на рынке возникнет излишек продукции, равный величине ({Q_1} - {Q_{cr}}). Учитывая проблему сбыта, фирмы будут снижать цену вплоть до {P_1}. При этом фирмы не только не получат экономическую прибыль, но некоторые вынуждены будут закрыться, так как цена {P_1} ниже средних издержек производства AC. Это будет означать разрушение картеля (см. рис. 10.4).

Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений.

Реализация такого требования осуществима в случае, когда применяемые к нарушителям санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.

Так, наиболее известный международный картель ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) обладает достаточной властью, позволяющей удерживать цены на нефть намного выше предельных издержек производства.

Тайный сговор фирм встречается намного чаще, чем картельный договоренности. Тайный сговор - негласная договоренность фирм об объёмах выпуска, ценах, преследуемая антимонопольным законодательством. Это происходит потому, что при тайном сговоре олигополия превращается в абсолютную монополию, поскольку все фирмы, договорившиеся между собой, продают товар по одной и той же цене и выпускают его в одинаковом объёме. На графике будет одна кривая спроса (рис. 10.5). Объём продаж, также как и при монополии, определяется проекцией точки B, для которой MR = MC.

Тайный сговор нарушается, когда привлечённые монопольной ценой новые фирмы проникают в эту отрасль.

Рис. 10.5. Максимизация прибыли при тайном сговоре

Рис. 10.5. Максимизация прибыли при тайном сговоре

Модель ценового лидерства

Когда в отрасли есть доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике следуют за лидером.

Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что цена, максимизирующая прибыль ценового лидера, является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого уровня.

Рассмотрим модель ценового лидерства на примере дуополии (рис. 10.6).

На рынке два предпринимателя. Каждый из них работает на половине рынка D/2. Уровень издержек у правого на графике ниже, чем у левого. Каждый из предпринимателей на своей половине рынка работает как монополист (МС = MR). Левый (на графике) предприниматель получает максимум прибыли при цене {P_1}, правый - при цене {P_2}.

Рис. 10.6. Модель ценового лидерства в дуополии

Рис. 10.6. Модель ценового лидерства в дуополии

Так как они продают одинаковую продукцию, то покупатели будут покупать у правого - дешевле. Левый должен будет приспособиться к цене {P_2}, лишаясь части прибыли, иначе покупатели будут покупать у правого предпринимателя. Это значит, что ценовой лидер тот, у кого меньше цена и уровень издержек.

Модель дуополии Курно

Модель Курно (Курно - французский экономист) предполагает, что две фирмы, принимая решение, считает цену и объём производства конкурента постоянными.

Если фирма Y (рис. 10.7) будет увеличивать выпуск продукции, это уменьшит спрос на продукцию фирмы X, линия спроса на товары фирмы X сдвинется влево.

Рис. 10.7. Модель Курно (поведение фирмы X)

Рис. 10.7. Модель Курно (поведение фирмы X)

Объём и цена фирмы X снизятся соответственно от {P_0} до {P_1}, {P_2} и от {Q_0} до {Q_1}, {Q_2}.

Если начертить об одной системе координат графики поведения обеих фирм, то можно получить представление о то, как фирмы X и Y реагируют на действия друг друга (рис. 10.8).

Рис. 10.8. Кривые реакции фирм X и Y на действия друг друга

Рис. 10.8. Кривые реакции фирм X и Y на действия друг друга

На графике можно увидеть точку равновесия - точку А.

Модель Курно не учитывает случай значительного снижения цены, поскольку ценовая конкуренция не выгодна никому.

Теория игр

На рынке олигополии стратегическое поведение фирм основано на анализе действий фирм-конкурентов. Только просчитав все варианты действий фирмы Y, фирма X сможет принять решение о цене продукции.

Стратегия фирмы X (числитель) на изменение прибыли фирмы Y и фирмы Y (знаменатель) на изменение прибыли фирмы X, млн. руб.

Стратегия фирмы X Стратегия фирмы Y
Снизить цены Оставить цены без изменения
Снизить цены -3000/-3000 +4500/-4500
Оставить цены без изменения -4500/+4500 0/0

Для фирмы X снижение цен при стабильности цен фирмы Y - лучший вариант. В этом случае её прибыль возрастет на 1500 млн руб.

Лучший вариант для обеих фирм - не менять цены, при этом сохраняя прибыли.

Но фирмы на рынке олигополии, как правило, снижают цены, ожидая, снижение цен фирмой - конкурентом. В этом случае прибыль снижается на 1000 млн руб.

Транснациональные корпорации (ТНК) - олигополии

ТНК оказывают большое влияние на международные экономические отношения и мировую экономику в целом. Образовываются они путем слияния и поглощения других фирм. Примеры ТНК: Форд, Дженерал моторс, Даймлер-Крайслер, Сони, Самсунг.

Из 100 крупнейших ТНК 21 принадлежит химико-фармацевтической отрасли; 18 занимается производством электронного и электрического оборудования; 14 - автопромышленностью; 13 - нефтедобывающей промышленностью; 9 - производством продуктов питания. На ТНК приходится ~1/2 промышленного производства.

Из 100 ТНК 27 - в США, 17 - в Японии, 13 - во Франции; 11 - в Германии, 11 - в Англии.

ТНК поставляют на рынок 90% пшеницы, железной руды, кофе, табака, 80% олова, чая, 75% сырой нефти, каучука, бананов.

Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.