Заказ работ на Zaochnik.com

Тема 15. Общественные блага и теория общественного выбора

В ряде случаев блага обладают такими свойствами, что их предоставление посредством рыночного механизма либо затруднено, либо невозможно. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством государства.

15.1. Экономическая природа общественных благ и особенности формирования спроса на них

Общественные блага и их признаки

Чтобы классифицировать общественные блага, нужно понять важность доступности экономического блага для потребителей и выгоды от него.

Доступность блага для потребителей позволяет рассмотреть два признака благ: исключаемость из потребления и неисключаемость.

Исключаемость блага говорит о том, что тот, кто хочет обладать благом и может заплатить за него, получает этот продукт, то есть это благо можно купить на рынке.

Неисключаемость свидетельствует о том, что все без исключения потребители бесплатно могут пользоваться этим благом.

Рассматривая блага с точки зрения выгоды для потребителей, нужно рассмотреть такие признаки как избирательность и неизбирательность.

Избирательность свидетельствует о невозможности потребления определённого блага одним человеком при потреблении его другим, то есть потребители конкурируют друг с другом за возможность потребления.

Неизбирательность свидетельствует о том, что благо неконкурентное и его потребление приносит выгоду всем потребителям без ограничений.

Принимая во внимание эти признаки, блага можно разделить на частные и общественные.

Чистое частное благо - благо с признаками исключаемости и избирательности. Доступность и выгода блага - только для покупателя. Такое благо можно купить на рынке поштучно.

Чистое общественное благо - благо, которое обладает признаками неисключаемости и неизбирательности. Доступность и выгода такого блага - для всех потребителей. Чистое общественное благо нельзя разделить.

Частные фирмы не могут заниматься производством чистых общественных благ, так как не получат от этого прибыли.

На рис. 15.1 видно, что предельные издержки предоставления чистого общественного блага равны нулю.

Рис. 15.1. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага

Рис. 15.1. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага

Производство чистых общественных благ влечёт за собой положительные экстерналии.

График спроса на чистое общественное благо - кривая совокупных предельных выгод от потребления данного блага (рис. 15.2).

Рис. 15.2. График совокупного спроса

Рис. 15.2. График совокупного спроса: а - на чистое частное благо; б - на чистое общественное благо

На рис. 15.2,б можно увидеть объём потребляемого блага всеми потребителями, равный количеству чистого общественного блага, потреблённого каждым:

Q = {q_1} = {q_2} = ... = {q_n}.

При этом оптимальный объем производства чистых общественных благ равен MC = \sum {M{B_n}}, где МС - предельные издержки производства единицы чистого общественного блага; \sum {M{B_n}} - сумма предельных выгод, полученных каждым потребителем.

Спрос для каждого потребителя чистого общественного блага - желание купить и возможность заплатить по разным ценам.

Общественные блага обычно производятся государством.

Общие блага (блага совместного потребления) - блага с признаками низкой исключаемости и высокой избирательности, доступ к которым тяжело ограничить, поскольку это требует больших издержек. Это коммунальные блага, места общего пользования.

Коллективные блага - блага с признаками низкой избирательности и высокой исключаемости, доступ к которым легко ограничить с низкими издержками, например, введя плату за потребление.

Перегружаемые блага - например, дороги или мосты. С ростом потребителей этих благ увеличиваются предельные издержки и снижаются предельные выгоды других пользователей (рис. 15.3). Плата за пользование ими «разгружает» чистые общественные блага. Доход распределяется на ремонт этих дорог и мостов.

Клубные блага - блага, которыми пользуются только на добровольной договорной основе и цена которых позволяет избежать перегруженности общественного блага. Индивидуальные платежи членов клуба позволяют пользоваться дорогими общественными благами с выгодой.

Общественные блага можно свести в табл. 15.1.

Рис. 15.3. Перегружаемое общественное благо

Рис. 15.3. Перегружаемое общественное благо

Таблица 15.1

Общественные блага

Общественные блага Соперничество (избирательность, конкурентность) Неизбирательность (неконкурентность)
Неисключаемые Общие блага (места общего пользования): блага, предоставляемые муниципалитетами (парки, пляжи) Чистое общественное благо: обеспечение безопасности в стране, неперегружаемая дорога, эфирное ТВ
Исключаемые Чистое частное благо: товары, услуги, недвижимость Исключаемые общественные, или коллективные, блага: 1) перегружаемые (дороги, музеи); 2) клубные (различные клубы)

Оптимальный объём чистых общественных благ

Функция спроса на общественное благо - зависимость получения индивидом предельной выгоды от объема потребления блага (рис. 15.4).

MSC на рис. 15.4 - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве {Q_S}.

Оптимальный объём чистых общественных благ определяется равенством предельных выгод и предельных издержек:

MSB = \sum {M{B_n} = MSC.}
Рис. 15.4. Оптимальный объём общественного блага

Рис. 15.4. Оптимальный объём общественного блага

15.2. Предоставление общественных благ рынком и государством

Потребители чистых общественных благ в процессе пользования получают выгоды, но платят за них не все. Такая проблема называется проблемой «зайца» или «безбилетника» (от английского freerider problem).

«Безбилетники» обычно бывают в больших коллективах, где их труднее распознать. Примером может служить отказ оплатить проезд в общественном транспорте или коммунальные налоги.

Рынок не в состоянии решить эту проблему, терпит фиаско.

Существует несколько методов предоставления общественных благ посредством рынка.

1. Исключение «безбилетников»: ограничение доступа к потреблению блага

Исключаемые общественные блага - это блага, пользование которыми можно ограничить, введя плату за них, например, продавая билеты на зрелищные мероприятия.

Введение платы может быть использовано в отношении перегружаемых благ (например, платные автострады), что ведёт к росту эффективности предоставления таких благ.

Заключение частных контрактов может быть эффективным в отношении благ совместного потребления. Пример: внесение оплаты за поддержание дорожек в дачном товариществе.

2. Комплексная оплата

Первый метод - продажа исключаемого и неисключаемого блага в едином пакете. Пример: оплату телевещания можно взимать в качестве части цены телевизоров.

Второй метод - продажа побочных продуктов. Пример: взимание платы за рекламу.

Комплексная оплата не может обеспечить достижения эффективного объема общественного блага, но оно способно содействовать приближению к оптимуму.

3. Субсидирование (добровольные пожертвования)

Такое финансирование неэффективно, поскольку цены на общественное благо становятся ниже при более высокой предельной полезности, извлекаемой потребителями.

В случае, если внешние эффекты невозможно трансформировать во внутренние, или производство общественных благ требует высоких расходов, эти блага предоставляет государство.

Формы участия государства в обеспечении общественными благами:

  1. производство общественного блага (например, общественные дороги);
  2. финансирование общественных благ (здравоохранение).

Источник финансирования и производства общественных благ государством - налоги.

Введение прогрессивного налогообложения может устранить неэффективность производства общественных благ.

15.3. Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» рынка

«Провалы» (фиаско) рынка - это проявления неэффективности рыночного механизма.

Существуют четыре «провала» рынка:

  1. абсолютная монополия;
  2. внешние эффекты;
  3. общественные блага;
  4. ассиметричная (несовершенная) информация.

Асимметричная информация - это неодинаковые сведения, которыми располагают стороны, участвующие в рыночной сделке, в результате чего редкие ресурсы общества распределяются неэффективно.

Во всех случаях «провалов» рынка на помощь приходит государство. Для решения вопросов с абсолютной монополией оно проводит антимонопольную политику. Оно контролирует производство для устранения отрицательных экстерналий в случае, когда рынок не справляется с ними. Государство помогает участникам рынка преодолеть ассиметричную информацию.

«Провалы» государства (от английского government failure) - ситуации, при которых правительство не может создать оптимальное распределение общественных ресурсов.

«Провалы» государства:

Информационная проблема государственного управления экономикой обусловлена тремя группами причин.

Во-первых, причинами технического характера - сложностью сбора и переработки больших объёмов информации.

Во-вторых, причинами формально-логического характера - неполнотой информации и несовершенством формально-логических прогнозов.

В-третьих, влиянием человеческого фактора - умышленным искажением информации и введением в заблуждение государственных органов с целью использовать это в частных интересах.

Проблема поиска ренты. Усилия индивидов, предприятий, организаций, направленные на получение исключительных преимуществ с помощью государства, называются поиском ренты. Теория поиска ренты, разработанная Р. Толлисоном, Дж. Бьюкененом, Д. Коландером и другими учеными, утверждает, что издержки государственного вмешательства связаны с отвлечением ресурсов на непроизводительную деятельность частных агентов, направленную на то, чтобы получить ренту, порожденную государственным вмешательством.

Несовершенство политического процесса - это логроллинг, манипуляция голосами, лоббизм принимаемых решений.

Логроллинг - это практика «торговли голосами» среди членов законодательных органов.

Деятельность государства направлена на развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пенсии, пособия и т.д. Государственные расходы во всех развитых странах имеют тенденцию к росту.

Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.

Поделиться