Регулирование естественной монополии

Деятельность регулирующих органов, прежде всего, направлена на установление цены продукта естественной монополии. Производитель максимизирует прибыль при MR=LMC (Q_1), производя объем продукции равный Q_1 и реализуя его по цене P_1. Прибыль при этом равна площади CP_1AB. Но данный объем выпуска является недостаточным с точки зрения удовлетворения спроса общества на данное благо.

Оптимальным для общества является объем производства, равный Q_3, когда цена блага P_3 и средний доход производителя AR равны долгосрочным предельным издержкам LMC (Q_3). Однако в этом случае производитель несет убыток, поскольку долгосрочные средние издержки (LAC) превышают средний доход.

Для обеспечения необходимого объема выпуска общество может дотировать производство данного блага, компенсируя производителю его потери. Но предоставление дотаций зачастую оказывается неэффективным.

Регулирование естественной монополии

Регулирование естественной монополии

Пытаясь избежать предоставления дотаций, регулирующие органы могут ориентироваться на равенство спроса (или средней выручки) и средних затрат, при этом устанавливая цену продукции {P_2} = LAC({Q_2}) = AR({Q_2}), в результате которой экономическая прибыль монополиста станет нулевой и не будет необходимости в дотациях. Платой общества за отсутствие дотаций будет недостаточный объем производимой продукции, так как {P_2} > MC({Q_2}).

Другим решением проблемы естественной монополии является создание государственной (муниципальной) компании по оказанию соответствующего вида услуг. В этом случае государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из государственного (местного) бюджета. Чаще всего такая практика используется в сфере городского общественного транспорта.

Субсидирование очень часто является источником неэффективности, так как необходимые для этих целей средства получают посредством налогообложения, что, в свою очередь, искажает систему конкурентных цен. Кроме этого, неэффективность управления естественной монополией или применение несовершенной, отсталой технологии также могут быть причиной ее высоких постоянных затрат и в этом случае выплата субсидий будет способствовать консервации неэффективности. В связи с тем, что специальные органы регулирования цен естественных монополий регулируют ее рентабельность на основе оценки затрат, то у монополии есть прямой интерес преувеличивать затраты.

Эффективное регулирование естественных монополий требует постоянного контроля за их расходами.

В деятельности некоторых естественных монополий имеется еще один аспект. Многие виды продукции невозможно хранить и запасать, а необходимо потреблять сразу в процессе их производства (например, электроэнергия, связь и т.п.). При этом спрос на эту продукцию существенно колеблется во времени, или, другими словами, существует в определенные периоды максимальный, пиковый спрос. Предприятия должны быть готовы удовлетворить этот спрос ценой содержания производственных мощностей, которые в свою очередь не используются в другое время.

Какой должна быть политика ценообразования в такой ситуации? Здесь, как правило, применяется метод "пилообразного" ценообразования: высокие цены в период пиковых нагрузок и низкие цены в другое время. Это побуждает потреблять услугу во внепиковые периоды. Существует еще один способ регулирования деятельности естественной монополии: создание конкуренции там, где конкуренция внутри рынка невозможна из-за наличия экономии от масштаба — организация органами власти аукционов за право обслуживания рынков. Победителем на аукционе будет тот, кто обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Например, возможна организация аукциона на право обслуживания и ремонта жилого фонда (первый такой аукцион был проведен в Санкт-Петебурге в 1996 году), на право обслуживания теплосетей и т.п.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.