Деятельность банка

Деятельность банка (Banking activity) — это набор действий, предпринимаемых кредитной организацией, с целью получения прибыли, результатом которых является появление банковских продуктов, удовлетворяющих финансовые нужды клиентов.

Деятельность банка осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», других федеральных законов и нормативно-правовых актов Банка России.

Особенности деятельности банка

Деятельность банка с точки зрения экономических отношений со своими клиентами определяется его сущностью, функциями, а также ролью в экономике и имеет некоторые особенности:

  1. Банк действует в сфере обмена, а не в сфере производства.
  2. В некотором смысле, банк — торговый институт. Не являясь собственником денежных средств, которые отражают движение материальных потоков в экономике, банк «покупает» и «продает» их другим субъектам по более высокой цене.
  3. Банк является коммерческим предприятием. Все операции банков проводятся на платной основе в целях получения прибыли.
  4. Банковская деятельность можно отнести к предпринимательской деятельности. Благодаря банку незадействованные капиталы одних экономических субъектов переходят к другим и начинают «работать».
  5. Банк относится также к общественным институтам, не только к коммерческим предприятиям. Он действует для удовлетворения потребностей общества. Деятельность банка носит экономический характер, не политический.

Действуя в сфере обмена, банк функционирует как производительный институт, который регулирует оборот денег, как в наличной, так и в безналичной форме.

Сущность работы банка

Для того чтобы понять сущность деятельности банка, необходимо рассмотреть основные функции банка, которых насчитывается три:

  1. аккумулирование денежных средств;
  2. трансформирование ресурсов;
  3. регулирование потока денежных средств.

Банк привлекает свободные, незанятые денежные ресурсы и капиталы экономических субъектов.

Результатом банковской деятельности выступает банковский продукт, представляющий продукт совместного труда персонала данного банка и обладающего некоторыми отличиями. Эти отличительные особенности носят в основном нематериальный характер. В основном это безналичная форма, которая предстает как записи по счетам, но есть и вещественная форма в виде денежно-расчетных документов и банкнот центрального банка.

К традиционным видам деятельности банка можно отнести такие банковские продукты как кредиты, инвестиции, депозиты. К дополнительным — обмен валюты, расчет и управление рисками, инкассацию. К нетрадиционным видам можно отнести консультирование, хранение ценностей, факторинг, гарантии, форфейтинг и др.

Для создания любого банковского продукта предоставляется услуга в виде депозитных действий, организации расчетного процесса, кредитования и др. При предоставлении услуги осуществляются операции.

Операция — это определенные действия для создания банковского продукта. Деятельность банка является сложным процессом, который протекает в пределах банковской системы и подчиняется единым правилам проведения операций. Операции проводятся при использовании технических, бухгалтерских и финансовых способов и приемов, вместе составляющих технологию банковских услуг.

Деятельность банка может иметь свои особенности, которые обусловлены различием направлений банковской деятельности. Поэтому все операции банка необходимо рассматривать в зависимости от некоторых критериев.

По природе все операции подразделяются на банковские и небанковские (см. рис. 1). К примеру, банковские вытекают из свойств банка, за которым исторически закрепилось особенность как денежно-кредитного учреждения. К этим операциям относятся привлечение средств во вклады и дальнейшего размещения их на принципах возврата при открытии счетов и проведения через них платежей и переводов. Небанковские операции осуществляются банком наряду с другими субъектами. Например, банк может осуществлять операции на рынке ценных бумаг, которые относятся в основном к деятельности бирж.

Рис. 1. Виды банковских и небанковских операций

Рис. 1. Виды банковских и небанковских операций

По содержанию банковские операции бывают экономическими, техническими, юридическими, а также мероприятия по организации внутренней безопасности банка (защитные, протекционистские).

По правовой организации банковские операции бывают базовыми (определяющими юридический статус банка) и вспомогательными; требующими и не требующими лицензии (лицензия Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) требуется на все виды базовых и на некоторые виды других операций); разрешенные к проведению и запрещенные законодательно.

По отношению к клиентам операции бывают прямыми и посредническими. Прямые операции подразумевают финансирование банком проекта за счет собственных средств. Посреднические операции между экономическими субъектами осуществляются через банк, и ему же поручается вести переговоры от третьих лиц.

По планированию деятельности операции бывают стратегическими и тактическими. При планировании банк опирается на «Стратегию развития кредитного учреждения», являющейся важнейшим документом. К тактическим относятся операции банковского учреждения по управлению ликвидностью активов.

По этапам проведения операции бывают первоочередными и последующими. У банка существует определенный регламент, по которому и ведутся все работы.

По степени важности операции бывают основными (главными) и вспомогательными. К основным операциям можно отнести процесс изучения нового клиента, а к вспомогательным — процесс создания инфраструктуры банка.

По степени сложности операции бывают простыми и сложными. Простые операции не требуют от банка дополнительных затрат и удобны клиенту.

По характеру выполняемой работы банковские операции бывают аналитическими, управленческими, контрольными, маркетинговыми, бухгалтерскими, счетными, операции по формированию инфраструктуры банка (разработка методических положений, сбор и обработка информации).

По периодичности совершения банковские операции бывают единовременными (разовыми) и многоразовыми (повторяющимися). К разовым операциям можно отнести открытие счета, к многоразовым — списание и зачисление денежных средств на данный счет.

По доходности операции бывают доходными (высокодоходными) и убыточными. Все существующие потери банк старается компенсировать за счет высокодоходных операций.

По себестоимости операции бывают высокозатратными (требуют больших средств) и низкозатратными (не требуют вложения больших средств). Банковские учреждения работают над уменьшением себестоимости и техническим усовершенствованием проводимых операций. Данные мероприятия не всегда приводят к быстрому росту прибыли, но делают банк более конкурентоспособным на рынке.

По связи с риском операции бывают малорисковыми и высокорисковыми. Степень риска банковские учреждения определяют сами, исходя из разработанной самими шкалы риска. Например, к высокорисковым операциям банки зачастую относят операции на рынках ценных бумаг (биржах).

По числу участников операции бывают индивидуальными и коллективными. К индивидуальным можно отнести банковские операции, осуществляемые без сторонних участников, к коллективным — операции, совершаемые коллективно.

По отношению к национальному рынку операции бывают внутренними и международными. К внутренним банковским операциям относятся операции по обслуживанию отечественных экономических субъектов, к международным — операции по обслуживанию зарубежных экономических субъектов при внешней торговле, международном туризме и т.д. Последний вид операций более предпочтительней для отечественных банков, так как являются менее рискованными (малорисковыми), но в то же время более доходными.

По используемой валюте бывают банковские операции, проводимые в национальной и иностранной валюте. Следует выделить так же третий вид операций, проводимых с использованием нескольких типов валют (мультивалютные).

По регламенту совершения бывают операции двух видов. Первый вид — операции, которые проводятся в соответствии с установленным Банком России порядком. Второй вид — операции, проводимые в соответствии с правовыми актами, разработанными самим банковским учреждением.

По приемам и способам банковские операции бывают бухгалтерскими и статистическими, финансовыми.

По отношению к балансу банка различают активные и пассивные, забалансовые операции.

К деятельности банка также относится работы по созданию кредитного учреждения или группы банков в целях решения общих проблем, связанных с реорганизацией банков, образованием банковского холдинга, ликвидацией при банкротстве.

Проведение сделки подразумевает определение взаимных обязательств сторон. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие сделки определяется как самостоятельный вид деятельности, представляющей собой совершаемую банками дополнительной операции или услуги.

Принципы банковской деятельности

Принципы банковской деятельности — это некие правила, по которым банк руководствуется, осуществляя свою деятельность в процессе создания продукта. Банк придерживается таких принципов как:

  • реагирование на запросы клиентов. Клиенты обеспечиваю банк работой, формируют его доход, определяют его успешность;
  • взаимный учет интересов банка и клиента;
  • рациональная деятельность, например, рациональное кредитование с учетом всех возможностей и рисков по отношению к ссудополучателю, обеспечение кредита и т.д.;
  • принцип платности, когда банк компенсирует свои затраты на создание нового банковского продукта и получает прибыль. Некоторые второстепенные банковские операции могут быть бесплатными.

В 2002 году на съезде Ассоциации российских банков был принят Кодекс этических принципов банковского дела, согласно которому банки осуществляют свою деятельность на основе:

  • понимания профессионального и гражданского долга перед физическими и юридическими лицами, государством, обществом;
  • признания равноправия всех сторон гражданского оборота, которые вовлечены в банковскую сферу, уважения их законных интересов и прав;
  • поддержки взаимодействия в банковской сфере, повышения роли ассоциаций банков и других кредитных учреждений при защите законных интересов и прав, как всего банковского сообщества, так и его отдельных представителей;
  • максимальной прозрачности при осуществлении своей деятельности, подразумевающую абсолютную надежность в нераспространении конфиденциальных сведений и информации, относящихся к банковской тайне;
  • развитие процесса управления и контроля за добросовестностью всех участников банковского рынка;
  • гарантирования наилучшего качества услуг, предоставляемых в банковском учреждении, и обязательного соблюдения всех взятых на себя обязательств;
  • обеспечения рациональной рискованности операций, проводимых банком;
  • полной ответственности за результаты и качество своей деятельности;
  • честной конкуренции, пресечение нарушений норм и правил недобросовестными участниками, предания гласности выявленных фактов таких нарушений настоящего Кодекса;
  • принятия участия в противодействии случаев отмывания доходов, полученных незаконно, финансированию терроризма, а также другим преступным деяниям в банковской деятельности;
  • отказа от работы с физическими и юридическими лицами с сомнительной деловой репутацией;
  • налаживания и развития международных отношений на основе взаимовыгодного сотрудничества, а также взаимоуважения и взаимопомощи.

Одним из принципов деятельности банков является соблюдение законов, которые регулируют работу банковских учреждений.

Банки при работе с деловыми партерами:

  • устанавливают отношения на взаимном равноправии, уважении и доверии, не позволяют необоснованной критики действий своих партнеров;
  • руководствуются принципом соблюдения взятых на себя обязательств;
  • в соответствии с законом, полностью и своевременно выполняют свои обязательства и возникшие в ходе споров судебные решения;
  • предпочитают вести переговоры и искать компромисс при возникновении разногласий и споров с партнерами.

Наличие нравственных и деловых принципов банковской деятельности, а также их сочетание, позволяет банкам полнее и эффективнее действовать в сфере экономики.