Информационная асимметрия

Информационная асимметрия (Information asymmetry) – это ситуация, при которой одна из групп участников рынка владеет, необходимой для ведения своих дел информацией, а другая группа не владеет.

В случае совершенной конкуренции, когда цены на рынке устанавливаются автоматически, согласно уровню спроса и предложения. Отсюда следует, что альтернативные издержки точно соответствуют уровню цен, определенных спросом и предложением, и, следовательно, достаточно точно передают информацию о себе продавцам, покупателям и владельцам ресурсов. Этот случай является примером симметричного распределения информации, который позволяет хозяйствующим субъектам, абсолютно эффективно координировать экономическую деятельность.

Но, в реальности, случай совершенной конкуренции невозможен, поэтому продавцы и покупатели на рынке всегда сталкиваются с неравномерным распределением информации. Одной из сторон всегда известно то, чего не знает другая сторона сделки.

Например, случай покупки подержанного автомобиля, когда продавец может утаить некоторую информацию о состоянии авто, преследуя тем самым личные интересы, поэтому для покупателя данная сделка будет неэффективной. Одной из таких моделей является модель Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов».

Впервые информационная асимметрия была упомянута Кеннетом Эрроу в 1963 году. В 2001 году Джорджу Акерлофу, Джозефу Стиглицу и Майклу Спенсу была присуждена престижная Нобелевская премия по экономике за их анализ рынков с асимметричной информации.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.