Олигополия доминирующей фирмы

Олигополия доминирующей фирмы (Dominant-firm oligopoly) — это такая организация рынка, при которой господствует одна крупная фирма, установленные цены которой являются базовыми для всех других предприятий, действующих на рынке.

Олигополия доминирующей фирмы

Олигополия доминирующей фирмы

Отраслевая кривая спроса DD и кривая спроса доминирующей фирмы dd не совпадают. Спрос на продукцию фирмы более эластичен, чем отраслевой спрос в целом, и, следовательно, кривая спроса фирмы будет более пологой. Это означает, что по мере увеличения предложения доминирующей фирмой своей продукции мелкие, конкурирующие между собой предприятия будут вытесняться с рынка. Если бы в отрасли существовала только доминирующая фирма, то цена могла бы быть равна P_M, точка B на отраслевой кривой спроса. Объем производства доминирующей фирмы равен Q_1 или отрезку GA при условии равенства предельных издержек предельному доходу. При наличии конкурентного дополнения на рынке, доля его составит объем, представленный линией AC или Q_2.

Таким образом, общий объем производства в отрасли, где доминирует одна крупная фирма составит GC при цене P_d. Это эффективнее, чем в точке B, но менее эффективно, чем в точке F, показывающей идеальный случай ценообразования у доминирующей фирмы, когда цена равна предельным издержкам. В этом случае цена ниже, чем в точках B и C, а объем выше.

Вариантом олигополии доминирующей фирмы является ценовое лидерство, когда крупная фирма выполняет как бы сигнальную роль при формировании цены для всех остальных, исключая тем самым необходимость скрытого сговора.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.