Олигополия

Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

  • малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
  • фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.

Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:

  1. ломанная кривая спроса;
  2. тайный сговор;
  3. лидерство в ценах;
  4. принцип ценообразования «издержки-плюс»

Модель ломанной кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х гг. XX в., в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.

Тайный сговор (картель), когда фирмы проиходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж.

Лидерство в ценах — модель при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером.

Ценообразование по принципу «издержки-плюс» — модель связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.